Отказ от оффера — не всегда финальная точка во взаимодействии рекрутера и кандидата, поэтому важно видеть в этом не только негативные стороны.
Иногда это повод улучшить процессы подбора, разобраться в ожиданиях и мотивации соискателей. И, возможно, заложить фундамент для будущего сотрудничества, когда условия будут более подходящими для обеих сторон. Об одном из таких кейсов рассказывает руководитель рекрутингового центра IBS Елизавета Сергеева.
В начале 2024 года мы начали подбор эксперта на позицию IT Solution Manager для крупной производственной компании. Это была непростая задача, поскольку требовалось сочетание глубоких технических знаний и навыков проджект-менеджмента.
Поиск велся несколько месяцев, мы установили контакты с более чем 30 кандидатами и, наконец, в мае предложили оффер одному из финалистов. Кандидат взял паузу для размышлений, но в итоге отказался, поскольку у него появились новые возможности на текущем месте работы.
Однако мы всегда остаемся на связи с кандидатами и клиентами. И это в очередной раз дало свои плоды. В сентябре финалист понял, что совершил ошибку, и снова обратился к нам. В это же время у компании-заказчика из-за расширения штата появилась новая схожая вакансия. Мы снова свели кандидата и клиента, и в этот раз все получилось: оффер был принят!
Причины отказа могут быть разными: более привлекательное предложение от другого работодателя, личные или семейные обстоятельства, несоответствие корпоративной культуре, неуверенность в компании или ее стабильности и т.д. У ИТ-специалистов поводом для отрицательного решения может стать, например, отсутствие у компании ИТ-аккредитации.
На высоких позициях значительно возрастает риск контроффера. Работодатели редко готовы без борьбы отпускать ключевых сотрудников и для удержания в компании часто предлагают более выгодные условия. Кроме того, на этом уровне кандидаты обычно уже получают доход, близкий к верхней границе рынка. Новый работодатель способен предложить лишь сопоставимый уровень дохода или несущественно выше. Поэтому, получив такой оффер, кандидат может решить остаться на текущем месте работы.
В отказе от оффера нет ничего страшного или обидного для компании и рекрутера. Поиск работы — это всегда обоюдный процесс, и на него влияет множество факторов, включая семейные обстоятельства и внешние события.
При отказе главное — сделать это аргументированно и вежливо, чтобы оставить о себе позитивное впечатление и легкое сожаление, что сотрудничество не состоялось. Вежливость и уважение к компании помогут сохранить хорошие отношения и дадут возможность вернуться к обсуждению вакансии в будущем.
Важно не забывать сохранить контакт рекрутера или руководителя, если он поделился своими данными. Не стоит стесняться обратиться к ним, если спустя время появится понимание, что эта вакансия или компания снова стали для вас интересны.
Рекрутер должен выступать в роли заинтересованного партнера для обеих сторон — и для кандидата, и для нанимателя, оставаясь при этом объективным и ненавязчивым.
Чтобы успешно довести кандидата до принятия оффера, важно сопровождать его на каждом этапе, от первого звонка до финального предложения. Нужно интересоваться его настроем, отслеживать изменения в мотивации и ожиданиях, а также анализировать предложения конкурентов и риски контроффера.
Среди специалистов высшего звена мало кто ориентируется исключительно на зарплату. Так что обращайте внимание на другие важные для кандидата аспекты и грамотно работайте с этой информацией. Например, о формате работы, конфликтном руководителе и прочих болевых точках.
Кроме того, стоит мягко информировать нанимающую сторону о возможных рисках. Например, если предлагаемая зарплата перестала соответствовать рынку или если у кандидата уже есть офферы, но он заинтересован в вакансии. Во второй ситуации нужно ускорить все этапы, чтобы не потерять кандидата.
Если он отказывается от оффера, постарайтесь понять истинные причины и проработать все варианты «А что, если…». В случае категоричного отказа, несмотря на все аргументы, важно все равно завершить взаимодействие на доброжелательной ноте. Предложите кандидату сохранить ваши контакты, заверьте, что он может обратиться к вам в любой момент, и не стесняйтесь сами поддерживать с ним связь.